Что такое торможение двигателем и насколько оно безвредно
Содержание
Торможение двигателем – что это
Этот способ остановки авто применяется самостоятельно или совместно с использованием тормозной системы.
Как происходит торможение двигателем
Принцип снижения скорости посредством мотора транспортного средства заключается в сочетании механического трения и сопротивления компонентов машины инерции. Как только водитель перестает давить на педаль газа, в двигатель не поступает топливо. При этом, инерционная сила воздействует на коленвал, вызывая снижение оборотов. Таким образом, возникает обратный эффект, когда энергия передается от колес через трансмиссию в двигатель. Коленчатый вал выполняет вынужденную работу, компрессия в цилиндрах увеличивается и скорость транспортного средства падает.
Когда применяют
Торможение двигателем применяется в различных ситуациях и зависит от конструкции автомобиля, стиля вождения и условий дорожного движения. Чаще всего прием используют в таких ситуациях:
-
При спуске с возвышенности. Водители применяют подобный метод снижения скорости при спуске на горных дорогах, чтобы уменьшить нагрузку на систему тормозов и предотвратить ее перегрев.
-
В ряде ситуаций, напр., при приближении к перекресткам или остановкам, водители отпускают акселератор, позволяя двигателю машины тормозить, что может способствовать экономии топлива.
-
Для предотвращения заносов. На скользких от дождя или снегах дорогах такой метод торможения является хорошим способом предотвратить занос – колеса транспортного средства не блокируются тормозной системой.
-
При отказе тормозов такой способ остановки остается практически единственным. Однако, следует помнить, что на наклонных участках дороги полностью остановить транспортное средство не удастся. В таких случаях проводят торможение двигателем до максимального снижения скорости, после чего тормозят контактным способом – упираясь в транспортное средство впереди потока или в любую доступную преграду.
-
В некоторых ситуациях, таких как изменение полосы движения на дороге, водители применяют маневр для постепенного снижения скорости без активного задействования тормозов.
-
В электрических и гибридных автомобилях торможение мотором применяется для активации регенеративной системы тормозов. Это позволяет замедлять автомобиль и одновременно заряжать аккумулятор с помощью создаваемой электрической энергии.
Как именно тормозить двигателем
Алгоритм подобного режима остановки машины различается на автомобилях с автоматической и механической коробками передач. Хотя в основе маневра также лежит прекращение нажатия на педаль газа и понижение скоростей в сторону более низких.
На механике
На механических КП торможение при помощи двигателя возможно двумя способами. В первом варианте отпускается педаль газа, а затем переключаются скоростя в последовательности от 3-й до 2-й и 1-й. Нельзя сразу переключаться на 1-ю скорость, чтобы не спровоцировать блокировку колес транспортного средства.
Второй способ заключается в нажатии на педаль сцепления, переходе на нейтральное положение, а уже после – включение более низкой передачи.
В обоих вариантах следует придерживаться правила постепенного снижения передач. Переход сразу на первую скорость также чреват большими нагрузками на мотор и КП, что приводит к их преждевременным поломкам и, как следствие, обращению в автосервис.
На автомате
В большинстве транспортных средств с АКПП достаточно просто отпустить педаль газа и автомат постепенно снизит передачи в необходимой очередности. Но некоторые автомобили требуют активации режима овердрайв для использования подобного метода остановки. Затем при скорости не выше 92 км/ч стоит перейти на вторую передачу, а при снижении параметра до 54 км/ч – на режим «L». Иногда для применения метода достаточно воспользоваться ручным режимом переключения передач.
Плюсы и минусы торможения двигателем
Рассматриваемый метод остановки машины имеет как свои преимущества, так и недостатки. К основным плюсам способа можно отнести:
-
Экономию топлива. Применение маневра способствует экономии топлива, так как в этом режиме подача горючего уменьшается или полностью прекращается, что снижает его расход.
-
Подобный метод остановки транспортного средства помогают уменьшить износ механических тормозных систем, поскольку водитель активно использует двигатель для замедления автомобиля, минимизируя трение на тормозных колодках.
-
В электрических и гибридных транспортных средствах такое торможение активирует регенеративную тормозную систему, позволяя заряжать аккумулятор электрического автомобиля.
-
При спуске с горы такие действия предотвращают перегрев обычных тормозов и обеспечивают более эффективное управление скоростью.
-
Повышение маневренности автомобиля в условиях скользких дорог. Благодаря тому, что при использовании метода не происходит блокировки колес, снижается вероятность заноса, ТС становится более управляемым, а при наличии достаточного опыта – при помощи торможения двигателем можно эффективно управлять машиной даже в самых экстремальных ситуациях.
Среди недостатков такого подхода выделяют следующие:
-
Увеличения риска столкновения с сзади идущим транспортным средством. Поскольку тормозная система не задействуется при непосредственном применении такого способа остановки, то и сигнальные огни, указывающие на снижение скорости, не включаются. Это не позволяет водителю транспортного средства, идущего сзади, вовремя среагировать на остановку и часто приводит к ДТП.
-
Метод обычно обеспечивает меньшую силу торможения по сравнению с использованием тормозной системы, что может быть недостаточным для экстренной остановки.
-
Увеличение износа мотора и сцепления. Двигатель и компоненты коробки передач (если это не предусмотрено конструкцией) плохо переносят обратные нагрузки, что становится причиной более частых поломок. повышенные нагрузки испытывает и впускной коллектор.
-
При высоких скоростях торможение двигателем может быть менее эффективным, и для достижения необходимого замедления может потребоваться дополнительное использование тормозов.
-
На длительных горных участках дорог, при частом использовании такого способа, может произойти перегрев мотора.
-
При недостаточном опыте вождения,использование такого варианта остановки машины может не уменьшить, а, наоборот, увеличить, риск заноса в случае неправильного выполнения маневра.
Полезные советы по торможению двигателем
Процесс торможения при помощи мотора считается полезным методом, который снижает износ тормозов и экономит топливо. Полезные советы по применению этого маневра включают следующие рекомендации:
-
Постепенное отпускание педали газа. Если водитель планирует замедлиться или остановиться, отпускать педаль газа следует плавно. Это позволит мотору постепенно переходить в режим торможения, а не резко сбрасывать скорость.
-
Использование режима овердрайв. Если транспортное средство оборудовано АКПП, следует включить режим овердрайв при выполнении маневра на открытой дороге. Это обеспечит более эффективное использование двигателя для замедления.
-
Применение способа остановки при спуске. Если авто спускается с крутого склона, следует использовать такой способ для управления скоростью. Это снизит нагрузку на тормозную систему и уменьшит риск ее перегрева.
-
Отслеживание оборотов двигателя. При выбранном методе торможения необходимо обратить внимание на обороты двигателя. Если они слишком высоки,передачу переключают на более низкую для увеличения тормозного эффекта.
-
Не следует применять этот метод в экстренных ситуациях: Маневр является менее эффективным в экстренных ситуациях. В таких случаях предпочтительнее использовать тормоза.
-
Соблюдение правил дорожного движения. Нельзя забывать, что безопасность всегда должна быть на первом месте. Подобным процессом пользуются, но с учетом дорожных условий и предупреждая других водителей о своих намерениях.
-
Изучение руководства по эксплуатации. Всегда полезно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации конкретного автомобиля, чтобы узнать особенности торможения двигателем и как наилучшим образом использовать этот метод на том или ином транспортном средстве.
Торможение двигателем представляет собой эффективный метод управления скоростью и экономии топлива, особенно при спуске или замедлении на открытой дороге. Этот прием может снизить износ тормозной системы и способствовать более эффективному использованию ресурсов автомобиля. Важно, однако, использовать этот метод с умом, учитывая дорожные условия и соблюдая правила безопасности.