Эффект LSPI: как предотвратить разрушение двигателя?
Содержание
Всеобщая тенденция миниатюризации техники не миновала и индустрию автомобилестроения. У современных двигателей внутреннего сгорания меньше рабочий объём и вес, а еще многие производители переходят на прямой впрыск, использование турбонаддува и масла сверхнизкой вязкости. Хотя двигатели стали легче, мощнее и используют меньше топлива, не обошлось без неприятных последствий. Такой ложкой дегтя в бочке мёда стал эффект LSPI.
LSPI: локальный взрыв в вашем двигателе
Low Speed Pre-ignition (LSPI) – эффект самовоспламенения топливной смеси в процессе его сжатия, при средних оборотах и нагрузках. При такой вспышке может разрушиться поршень. Худший вариант – это когда шатун отрывается и пробивает блок цилиндров.
До определенного момента причины такого явления не анализировались. Когда разрушения двигателя в результате LSPI стали системными, ряд ведущих производителей автомобилей (Ford, GM, Toyota) начали исследовать это явление.
Что показали исследования?
Как оказалось, всё дело в мельчайших частицах моторного масла, которые попадают в камеру сгорания. Взрывное горение этих частиц и создаёт эффект LSPI. При этом присадки могут как увеличить, так и уменьшить вероятность такого эффекта – всё зависит от их состава.
Кальций высокой концентрации в присадках стимулирует эффект LSPI, а такие вещества как молибден, цинк и фосфор – наоборот, снижают риск микровзрыва в двигателе. Еще один момент – чем «старше» масло, тем выше вероятность самовоспламенения топливной смеси.
Как предотвратить эффект LSPI?
General Motors стала первой компанией, которая предложила способ предотвратить эффект локального взрыва в ДВС. В 2010 году специалисты GM внесли изменения в допуск dexos 1™. Эти изменения позволяли предупредить LSPI. После этого этот допуск API несколько раз менялся, как и аналогичные допуски другого стандарта моторных масел – ILSAC.
Производители автомасел практически сразу отреагировали на изменения допусков. Компания Liqui Moly – один из мировых лидеров в сфере производства моторных масел, в числе первых выпустила масло, соответствующее допуску dexos 1™ Gen 2. Речь идет о маловязкой «синтетике» Special Tec DX1 5W-30 (арт.20969), предназначенной для ряда двигателей европейских, японских, корейских и американских автомобилей. Это масло, содержащее фирменные присадки на основе молибдена, значительно снижает риск LSPI и обеспечивает безопасность и эффективность при эксплуатации автомобиля.