Сажевый фильтр: как работает, какие проблемы бывают и что с ними делать
Содержание
Сажевый фильтр необходим, но его обслуживание обходятся недешево. Что делать, если DPF быстро забивается? Можно ли как-то снизить образование сажи?
До того, как производители начали ставить на «дизеля» специальные фильтры, вся сажа из выхлопов напрямую попадала в воздух, которым мы дышим. Когда в ЕС ввели стандарты Евро, дизеля перестали чадить на дорогах стран Евросоюза.
С января 2016 года и у нас уже нельзя купить новый дизельный автомобиль без DPF - сажевого фильтра.
Как работает сажевый фильтр?
DPF – это такая штука из керамики, в которой проделано множество сквозных микроскопических каналов. Поверхность каналов покрыта тонким слоем платины. Сами выхлопные газы проходят через фильтр свободно, а вот твердые частицы в них (сажу) он удерживает.
Почему такие фильтры не меняют на плановом ТО?
Есть две причины – во-первых, это было бы очень дорого, а во-вторых, фильтр способен самоочищаться.
Самоочистка может проходить в двух режимах – пассивном и активном.
Пассивный режим – это когда вы на трассе едете со стабильно высокой скоростью, при этом температура выхлопных газов в системе повышается, и сажа просто выгорает сама.
Если такая схема уже не работает, тогда используют активный режим очистки. Это когда температуру выхлопных газов поднимают специально, и для этого на 10 минут изменяют режим впрыска топлива. Это что-то вроде шоковой терапии для фильтра. Постоянно в таком режиме ездить нельзя – из-за перегрева может произойти возгорание.
Стадии заполнения фильтра
Если загорелся индикатор сажевого фильтра, это значит, что DPF засорился на 50-70%.
Нужно предпринимать меры. Для пассивной самоочистки достаточно совершить поездку по трассе с приличной скоростью.
Если одновременно горит индикатор DPF и «check engine», то поездка с ветерком уже не поможет – нужно проводить сервисную регенерацию.
А если он забился «наглухо»? Бесконечно самоочищаться фильтр не будет – рано или поздно он всё равно забьётся до критического уровня, и тогда поможет только его замена. Вопрос лишь в том, когда это произойдет.
Вредные советы
Если хотите, чтобы сажевый фильтр забился как можно быстрее, нужно использовать топливо плохого качества, с повышенным содержанием серы. Она - «тугоплавкая», чтобы её частицы сгорели, нужно поднять температуру газов до такого уровня, что может сгореть весь автомобиль.
А еще можно покупать моторное масло, которое не подходит для вашего двигателя – оно будет попадать в топливную систему и сократит ресурс фильтра на треть, а то и больше.
Как продлить ресурс DPF?
Так как замены сажевого фильтра в будущем всё равно не избежать, то нужно максимально продлить срок его работы. Это можно сделать с помощью специальных средств – например, присадки Diesel Partikelfilter Schutz от немецкой компании LIQUI MOLY.
Эта добавка действует в двух направлениях:
- снижает объём образования сажи при сгорании топлива;
- помогает ускорить процесс сжигания твердых частиц, которые уже осели на фильтре.
Давайте подытожим: сажевый фильтр – очень дорогая штука. С ним лучше не шутить: если загорелся индикатор заполнения, нельзя тянуть с очисткой. Ресурс работы DPF ограничен, но его можно увеличить, если использовать специальные присадки.