Важность регулярной замены масла в вашем автомобиле
Содержание
Какие функции выполняет масло?
Двигатель любого типа подвержен очень высокой нагрузке. Даже самая активная работа трансмиссии и других движущихся частей не создает таких проблем. Смазка внутри мотора должна защищать его детали от разрушительного воздействия среды, обеспечивать сохранность металла при повышенной температуре и давлении. Другие важные задачи, решаемые моторными маслами:
-
снижение трения (от этого зависит интенсивность механического износа);
-
профилактика коррозии;
-
вынос частиц за пределы рабочей зоны;
-
исключение перегрева.
Ещё стоит подчеркнуть, что на смазку воздействует атмосферный кислород и другие газы, продукты сгорания топлива, и даже, в какой-то степени, само горючее. Масло должно быть устойчивым к присутствию таких веществ. Его вязкость прямо определяет эффективность циркуляции по защищаемому объему. Установлено, что примерно 30% поломок связаны именно с некачественным смазыванием. Есть еще одна вспомогательная функция у смазочного материала — это уплотнение зазоров в кольцах поршневых канавок; если они недостаточно плотные, компрессия нарушается. При эксплуатации в подобном режиме добиться хорошей мощности, экономить бензин, солярку или газ не получится.
Признаки замены моторного масла
Даже первоклассные ГСМ со временем утрачивают свои характеристики. Чтобы не сталкиваться с неполадками основных узлов и агрегатов преждевременно, следует знать, когда менять смазку. Ориентироваться только на сроки, установленные производителем, не следует. Во многих случаях действовать следует гораздо раньше.
Цвет масла
Только что купленный продукт — прозрачный или яркого цвета, обычно разных оттенков жёлтого. Если смазка ещё сохраняет свои необходимые качества, она будет жёлто-коричневой. Очень тёмная, почти чёрная масса — явный симптом неблагополучия. Присутствие «горелого» запаха только подтверждает это предположение. Внимание: обязательно следует проверить сам двигатель, чтобы избавиться от возможных пробок воздуха в радиаторе, сменить неисправный термостат.
Уровень масла
Нужно помнить: в холодные месяцы при кратковременных запусках техники можно столкнуться с ростом уровня масла. Это не ошибка, просто перед вами уже смесь смазки с топливом. Критическое падение давления показывает специальная лампочка. Резкий рост «угара» говорит, что была залита низкокачественная подделка. Рекомендации:
-
строго следовать указаниям завода (в одних моделях замер должен производиться «на холодную», в других — после основательного прогрева);
-
убедиться, что процедура проходит на ровной гладкой поверхности;
-
горячий двигатель оставить в покое примерно на 15 минут, чтобы жидкость успела растечься как следует;
-
идеальный показатель — средний уровень на щупе.
Шум двигателя
Иногда возникает такая ситуация: используют одно масло — появляются громкие звуки; зальют другое — становится заметно тише. Это означает несовместимость конкретной рецептуры с ГРМ, недостаточность смазывающей способности продукта. С другой стороны, даже первоклассный состав спустя 5000 км может утратить ценные свойства. Наконец, причиной «масляных шумов» выступает загущение из-за чрезмерно низкой температуры; поэтому заливать новую порцию при ухудшении погоды, или же добавлять специальные присадки, нужно обязательно.
Перейдя на менее вязкое масло, почти наверняка услышите стук в любом старом моторе, даже если он прежде работал нормально. В этой ситуации следует внимательно проверить уровень жидкости, если расход непомерно велик, ищите утечку.
Иногда такая неприятность возникает после использования очень активных «пятиминуток», которые слишком интенсивно удаляют нагар и ржавчину. Все такие частицы не могут пропасть бесследно, они перемещаются в другие части двигателя, где и начинают грохотать. Единственным выходом станет немедленная замена смазки на более щадящую и полный отказ от таких экспериментов впредь.
Потеря мощности
Неподходящее или слишком старое масло оставляет много отложений. Они перекрывают катализатор, что и приводит к ощущению «просадки» мощности. Остающийся на поверхности масляный слой будет тем толще, чем выше вязкость. Однако на динамику в целом это не должно влиять. Разогретая масса всё равно приобретает необходимые свойства. Остаётся только «косвенный» эффект, связанный с падением компрессии.
Как часто менять масло?
Для типичных условий в большинстве инструкций на автомашины прописана частота замены после 15000 километров. Однако при неблагоприятной обстановке нужно вливать свежую порцию вдвое чаще. Внимание: форсирование мотора, любые доработки, позволяющие выжать дополнительную производительность, делают систему ещё более нежной. В таких случаях требуется замена технической жидкости даже чаще, чем каждые 5-7 тыс. км.
Точно рассчитать моточасы бывает нелегко, самостоятельно определить этот показатель удаётся лишь с известной степенью погрешности. Поэтому решающим фактором должно быть состояние самой смазочной жидкости, её внешний вид, а не абстрактные цифры пробега. Слишком частая замена тоже нецелесообразна, и не только в плане экономии; какое-то время масло будет адаптироваться к двигателю, и получается, что его ресурс используют далеко не полностью. В отдельных случаях, впрочем, менять смазку часто всё же приходится:
-
постоянное использование двигателя на наивысших оборотах;
-
многочисленные поездки на незначительные расстояния;
-
необыкновенно низкие или высокие температуры воздуха;
-
перемещение по бездорожью;
-
систематическое пребывание в пробках;
-
неаккуратное вождение (в том числе спортивное);
-
очень активная эксплуатация («режим такси»);
-
вынужденное использование низкокачественного топлива.
В бензиновом двигателе (автомобиль)
Атмосферный мотор обычно не требует слишком сложного ухода. Но даже при малой мощности и слабой загруженности заменять смазку надо не реже, чем каждые 12-14 тысяч километров. Для турбированных систем на бензине рекомендован промежуток 7000-8000 км.
В дизельном двигателе (автомобиль)
Мощные (от 250-300 лошадей) дизели имеют интервал замены не более 6-7 тысяч. У менее производительных устройств с малой нагрузкой этот показатель достигает чаще 10000 километров. Наконец, мощные грузовики не требуют сменять масло более чем каждые 15000. Важно: независимо от типа привода в машине, надо учитывать состояние масляного фильтра. Его засорение говорит, что циркулирующая жидкость тоже содержит посторонние включения.
В другой технике
На мотоцикле в первый раз заливать мотор надо уже через 300 км после выезда из салона, потом через 1000 и 1500-2000. Перейдя к постоянной эксплуатации, надо будет менять масла через 4-5 тыс.км., рядовым городским мотоциклистам, через 3-4 тыс. км., спортсменам. Однако интервал 1500-2000 километров лучше подойдёт для:
-
эндуро;
-
питбайков;
-
кроссовых машин.
Владельцам мотороллеров целесообразно отсчитывать пробег 1000 км, или же ждать полгода (смотря по тому, что наступит раньше). Производители лодочных моторов требуют лить свежее масло 1 раз в год, или же через каждые 80-100 моточасов. Для квадроциклов и снегоходов заданы следующие ориентиры:
-
каждые 12 месяцев;
-
или за 2-2,5 тыс.км.;
-
или спустя 100 моточасов.
Мотоблоки куда более требовательны: для них своевременной считается замена масел каждые 50-100 часов. То же самое относится и к дизель-генераторам.
Замена масла при агрессивном стиле езды
Она должна происходить, конечно, чаще обычного. Особенно губительны резкие ускорения, холодные старты, постоянные смены скорости. Отчасти исправить дело способен переход на более дорогие марки с минимальной вязкостью.
Нужно ли менять масло, если машина была на длительной стоянке?
Распространенное заблуждение гласит, что без работы двигателя смазка в нём не портится. На деле она будет деградировать даже при простое. Спустя 1 год нормальное использование уже невозможно. Сохранность свойств гарантирована только при стандартных условиях хранения в герметичной таре. Основные причины порчи:
-
появление конденсата;
-
расслоение;
-
испарение легких углеводородов;
-
окисление при контакте с воздухом.
Вывод прост: раз в сезон всё равно нужно менять.
Чем опасна несвоевременная замена масла
Попытка «сэкономить на смазке» ни к чему хорошему не приведёт. В лучшем случае потеряно будет гораздо больше, в худшем — возникнут серьезные поломки.
Последствия
Рост силы трения приводит к перерасходу топлива. Также стоит опасаться:
-
заклинивания коленчатого вала;
-
повреждения клапанной группы;
-
перегрева двигателя и поломки его ключевых деталей, включая ГБЦ;
-
повреждением катализатора.
Иной раз такая «лёгкая небрежность» вынуждает полностью заменять агрегат.
Промывка двигателя перед заменой масла
Считается, что это позволяет устранить следы прежней смазывающей жидкости и полноценно использовать то, что заливают вновь. Такую услугу настойчиво предлагают на многих СТО.
Плюсы и минусы
Если использовать изначально добротную автохимию и заменять её регулярно, особой надобности в промывке просто нет. Производители изначально добавляют моющие присадки. Кроме того, промывочная жидкость неизменно содержит едкие компоненты, ведь её задача — удалить самые стойкие загрязнения. Однако мытьё выручит:
-
при покупке авто с рук у неизвестного вам человека;
-
при смене минерального масла на синтетическое, в случае перехода на новый бренд;
-
в случаях, когда соблюсти положенный срок замены не получилось;
-
если в маслопровод попал антифриз или что-то ещё, чего там быть не должно.
Дополнительный нюанс состоит в том, что ссылаться на отсутствие промывочных масел в ЕС, США, Японии и так далее некорректно. Нужно принимать во внимание климатические условия, в которых работает мотор.