Воздушные фильтры – как выбрать, когда менять
Содержание
Автомобильный воздушный фильтр обеспечивает непосредственную функцию очистки воздуха от посторонних механических вкраплений, содержащихся в нем.
Если они попадут в мотор, то вполне способны привести к его износу, повреждениям или сократить срок его службы. Система фильтрации также влияет на КПД двигателя, так как загрязнение его элементов препятствует поступлению потока воздуха, что может ухудшить качество горючей смеси и снизить мощность двигателя.
Фильтрационная система должна периодически заменяться, что позволяет поддерживать надлежащую работу двигателя, повысить его КПД и продлить длительность надлежащей эксплуатации мотора.
Где расположены воздушные фильтры
Расположение данных расходников может различаться в зависимости от модели конкретного автомобиля. Так чаще всего они находятся под капотом машины. В такой конфигурации фильтр может находиться сразу за воздухозаборной решеткой или располагаться в пространстве моторного отсека. Для доступа к нему в данном случае требуется всего лишь поднять капот автомобиля.
Некоторые модели авто имеют воздухозаборные системы, позволяющие подводить воздух к двигателю из других мест. Например, воздушные фильтры часто располагают в переднем бампере или в специальных воздухозаборных каналах, проходящих на днище автомобиля. Это позволяет снизить уровень шума и вибрации от впуска воздуха и улучшить характеристики воздухоподачи.
Можно ли ездить без воздушного фильтра
Система фильтрации играет ключевую роль в защите от попадания мелких фракций, содержащихся в атмосферном воздухе, которые могут проникать через воздухозаборную систему автомобиля. Она задерживает микроскопические элементы, не давая им проникнуть в цилиндры двигателя. Фильтр также помогает поддерживать смешение горючей смеси, что способствует надлежащей работе мотора и умеренному расходу топлива.
Отсутствие расходника или его неправильное функционирование может привести к ряду серьезных проблем. Абразивные частицы могут навредить поршням, цилиндрам, подшипникам и другим внутренним деталям мотора, что приведет к снижению его эффективности, мощности, а все это в совокупности снизит срок его службы. Пыль и мелкие твердые фракции также могут привести к выходу из строя масляного насоса или повреждению коленчатого вала.
Кроме того, пыль и загрязнения, попадающие в двигатель, могут способствовать образованию нагара на свечах зажигания, что может привести к затрудненному запуску и его нестабильной работе. В результате это может вызвать сбой системы зажигания, вызвать повышенный расход топлива.
Существует мнение, что езда без фильтрации позволяет увеличить пропускную способность воздушной системы и способствует увеличению КПД мотора. Однако, даже незначительное повышение мощности не оправдано, учитывая потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в результате повреждения двигателя.
Таким образом, эксплуатация автомобиля без фильтров хоть и возможна, но крайне нежелательна. Поэтому рекомендуется регулярно проверять их состояние и расходник в соответствии с рекомендациями. Все это в совокупности позволит поддерживать двигатель в надлежащем состоянии и продлевает срок эксплуатации авто в целом.
Принцип работы
Принцип работы рассматриваемого элемента основан на механической фильтрации. Сам по себе он обычно состоит из многослойного материала, который может удерживать посторонние вкрапления разного размера. Для фильтрации чаще всего используется плотная бумага или специализированные синтетические материалы.
Когда атмосферный воздух проходит через систему очистки, то небольшие частицы пыли, содержащиеся в нем, задерживаются на материале фильтра. Более крупные фракции оседают в верхних слоях фильтра, в то время как более мелкие могут проникнуть глубже. Собственно сам воздух, проходя через данные слои, становится значительно чище, что исключает попадания посторонних фракций в двигатель.
Как понять, что пора менять
Воздушный фильтр обеспечивает корректную работу двигателя, удерживая нежелательные фракции, содержащиеся в атмосферном воздухе, которые могут попасть в мотор, что в итоге приводит к его выходу из строя.
Однако по мере эксплуатации расходник может забиться, что приводит к возникновению существенных проблем. Забитая система фильтрации затрудняет поступление воздуха. При этом водитель далеко не сразу замечает эту неполадку, проявляющуюся в увеличении потребления бензина и потере мощности мотора.
Так на что же следует обратить внимание, чтобы понять, что пора менять деталь? Следует рассмотреть несколько таких признаков:
-
Повышенный расход топлива. Значительный расход топлива, показатели которого значительно отличаются от нормального, может быть первым сигналом о том, что воздушный фильтр засорился. Когда фильтрационная система забита, мотор не получает достаточно чистого воздуха, что приводит к формированию топливной смеси с недостаточным количеством кислорода. Это приводит к его нерациональному расходу.
-
Снижение мощности. Если водитель ощущает потерю мощности при разгоне или в поворотах, то одной из причин этого может быть загрязненный воздушный фильтр. Недостаток кислорода в топливной смеси затрудняет ее сжигание в цилиндрах двигателя, что сказывается на КПД.
-
Темный дым из выхлопной трубы. Темный дым из выхлопной трубы также может свидетельствовать о неэффективном сжигании топлива. Загрязненный воздушный фильтр может быть одной из причин, так как он не позволяет достаточному количеству кислорода попадать в цилиндры.
-
Видимые загрязнения. Определить проблему можно путем визуального осмотра воздушного фильтра на предмет грязи и пыли. Даже если у водителя нет уверенности, в каком состоянии фильтр, то при наличии грязи на нем расходник лучше заменить, чтобы избежать негативных последствий для двигателя.
Следует обратить внимание на то, что рекомендации по замене фильтрационной системы зависят от конкретной модели автомобиля и его условий эксплуатации. Регулярное обслуживание транспортного средства и следование рекомендациям завода-изготовителя поможет избежать проблем, связанных с потерей производительности двигателя. Замена – простая процедура, которая сэкономит время и деньги в долгосрочной перспективе.
Разновидности воздушных фильтров
На рынке представлено множество видов фильтров, которые различаются как по форме, так и по материалу изготовления.
По форме
-
Панельные. Самые распространенные и простые в использовании, имеют форму прямоугольной панели. Обычно оснащены специальной резиновой уплотнительной кромкой для лучшей герметизации и предотвращения проникновения нефильтрованного воздуха.
-
Картриджные. Более сложные и функциональные изделия. Они имеют цилиндрическую форму и устанавливаются в специальный корпус, который обеспечивает нахождение фильтра в правильном положении.
Обычно содержат несколько слоев фильтрующего материала, что позволяет им уловить более мелкие частицы и лучше очистить воздух перед его поступлением в двигатель.
По материалу изготовления
-
Бумажные. Самые распространенные и доступные по цене изделия. Изготавливаются из специальной бумаги, которая способна отсеивать и удерживать различные мелкие пылевые фракции. Обладают хорошей пропускной способностью, что обеспечивает нормальную подачу воздуха.
-
Синтетические. Созданы из специальных полимерных материалов, которые обладают высокой степенью эффективности. Характеризуются хорошими антистатическими свойствами и способностью улавливать мельчайшие частицы даже при высоких нагрузках на двигатель.
Эти фильтры также характеризуются внушительным сроком эксплуатации и способностью сохранять свои свойства даже при значительных проблемах.
По степени фильтрации
-
Обычные. Обеспечивают базовую степень фильтрации и защиты. Используются в основном для ежедневных городских поездок и в условиях небольшой загрязненности воздуха.
-
Улучшенные. Обладают более высокой степенью очистки и вполне способны задерживать более незначительные фракции, которые могут повредить автомобиль. Специалисты рекомендуют приобретать их для использования при экстремальных условиях езды (например, по бездорожью).
Как заменить воздушный фильтр
Замена рассматриваемого расходника представляет собой рутинные действия, которые следует проводить в соответствии с определенными правилами. Она не представляет сложности даже для начинающих автомобилистов. Ниже приведена краткая и понятная инструкция по замене данного элемента:
-
Подготовка. В первую очередь, необходимо убедиться, что двигатель достаточно охлажден. Далее следует подготовить все необходимые инструменты, включая гаечный ключ или отвертку, и новый расходник.
-
Поднять капот автомобиля. Необходимо обеспечить легкий доступ к системе.
-
Найти место расположения фильтрационной системы. Обычно стандартная коробка охлаждения находится рядом с двигателем или в передней части автомобиля. Если возникают трудности, то следует найти информацию в руководстве по ремонту авто или обратиться на СТО.
-
Снять коробку.
-
Удалить старый фильтр из коробки.
-
Проверить состояние старого фильтра. Нужно осмотреть старый расходник на предмет наличия на нем грязи или каких-либо механических повреждений. Если он грязный или поврежден, то должен быть заменен.
-
Смонтировать новый расходник. Следует поместить вновь приобретенное изделие в коробку, следуя указаниям на упаковке, при этом требуется удостовериться, что оно плотно прилегает к коробке и не оставляет щелей для прохода воздуха.
-
Закрыть коробку.
-
Проконтролировать работоспособность.
Следует завести машину и понять, что все работает нормально. При наличии потребности следует проверить приборную панель на наличие ошибок или предупреждений.
Рекомендованная частота смены
Существуют общие рекомендации по срокам замены фильтрационной системы. Так, специалисты автосервисов рекомендуют менять фильтры после 10 тысяч километров пробега даже при отсутствии явных свидетельств того, что система неисправна. Впрочем, данная цифра является приблизительной и может сильно варьироваться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.